Уважаемый Эксперт!

Президент РФ Дмитрий Медведев 1 июля 2010 г.  Указом № 821 утвердил Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Основной задачей комиссии является содействие государственным органам в обеспечении исполнения государственными служащими своих обязанностей и предупреждению коррупции. Сведения, формируемые в ходе работы комиссии, разглашению не подлежат.

Основаниями для проведения заседания комиссии являются представление руководителем государственного органа материалов соответствующей проверки; обращение гражданина, замещавшего в государственном органе определенные должности государственной службы; заявление государственного служащего, представление любого члена комиссии. Комиссия не рассматривает анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Основной состав комиссий — государственные служащие. Не менее одной четверти членов комиссии — люди, не замещающие должности государственных служащих. Так, в комиссии должны быть включены представители научных организаций и образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой. В состав комиссий могут быть также включены представители общественного совета, образованного при органе исполнительной власти, общественной организации ветеранов, профсоюзной организации. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют представители заинтересованных организаций.

В целях повышения эффективности деятельности комиссий просим Вас кратко ответить на четыре вопроса.

Вопросы к эксперту:

  1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
  2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
  3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
  4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения

Смежные материалы: Силовики — слабое звено, Декларация расходов с 2013 года

Результат моделирования на основе собранных комментариев экспертов: MODEL

Ответы

  • Борис Булюктов

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    1.1. Описание мотивационной структуры организаций и должностных лиц не конструктивны, неоднозначны, не единообразно понимаемы. В области управления мотивациями необходимо перейти на следующую методику: в общем случае в качестве цели рассматривать не статику а динамику, оценивать изменение параметров объектов, процессов, состояний — это дельта-параметрическое представление цели. Как установлено, вследствие некорректности определения этого понятия, имеется возможность очень фривольно обращаться с ним в практической деятельности, при доказательстве истинности или ложности идей и концепций. В теориях развития необходимо очень активно работать с целями, поэтому так важно разобраться, что же это такое. В результате исследований показано, что логично остановиться на дельта параметрической формулировке определения понятия цели. В качестве примера рассмотрим одну и туже ситуацию с объектной и дельта-параметрической формулировкой цели: а). Моя цель: завод по производству автомобилей, или б). Моя цель: увеличить количество выпускаемых автомобилей; уменьшить уровень безработицы в городе; повысить уровень благосостояния населения; увеличить уровень загрязнения в атмосфере; увеличить количество заболеваний в городе; повысить смертность населения в городе; уменьшить количество населения в городе. Насколько бессмысленной выглядит объектная формулировка, и настолько продуктивной является дельта параметрическая формулировка цели. Наши исследования установили, что целью является только требование на изменение значения параметра, ничто другое целью не является и ничто другое человеком не движет. Использование другого определения цели показывает, что человек либо не понимает целей, либо их скрывает. Мотивационная структура субъектов, организаций, проектов определяется теми дельта-параметрами, которые они реализуют в ходе своей деятельности. Если реализованные действия субъекта постоянно стремятся изменить значение некоторого параметра в одну сторону, то этот дельта-параметр должен приниматься за его действительную цель и включаться в мотивационную структуру субъекта, если действия субъекта ведут к изменениям параметра в различные стороны, то такой дельта параметр не является целью субъекта и в его мотивационную структуру не вносится. Таким образом любой человек, любая организация, вместо общих разговоров о том кто есть кто, однозначно характеризуется системой стабильно изменяемых параметров, которые формируются в результате их действий и не зависит от того, предполагал он это или нет, по доброму намерению, по злому умыслу или от недопонимания. Мотивационная структура субъектов должна быть наиважнейшим блоком информационных систем, как основа конструктивного взаимодействия, понимания и взаимопонимания. В состав мотивационной структуры входит: а) система декларируемых самим субъектом дельта-параметров (ДП) ближайшего будущего и ДП на основе причинно-следственных связей отдаленного будущего; б) эта структура дополняется набором ДП с точки зрения других субъектов; в) указывается самим субъектом фактически достигнутая структура ДП и последствия в будущем; г) указывается другими субъектами фактически достигнутая структура ДП и последствия в будущем. Эта технология упрощает процесс обсуждения проблем, переводит его в конструктивное и однозначное русло, обеспечивает понимание проблем и взаимопонимание субъектов в процессе деятельности. Если создать обобщенную мотивационную структуру основной массы населения, то тогда абсолютно формально и объективно можно оценить соответствие деятельности субъекта пожеланиям населения. Построение логической структуры в пространстве дельта параметров достаточно обозримая задача и в то же время логическая цельность представления остается на высоком уровне, мотивационная функция дельта-параметра привносит объективность в информационную структуру. Взаимодействие субъектов, проектов и задач в пространстве дельта-параметров является достаточно корректным и однозначным.
    1.2. Регламенты работы организаций и должностные инструкции исполнителей представляют очень большой массив информации, который фактически определяет область компетенции исполнителя. При анализе ситуаций понадобится определить кто компетентен, и в какой части, решать проблему или ее фрагменты, очень трудно корректно определить, ответственность какого лица должна фигурировать при обсуждении проблемной ситуации. Описание должностных инструкций на формальном языке позволит однозначно найти необходимого адресата проблемы.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    2.1. Решение проблемы должно рассматриваться с участием представителей не только текущего административного уровня, но и также должны присутствовать представители смежных верхнего и нижнего уровня. Причем их права не должны ограничиваться и давиться авторитетом административным и материальным. Возможен вариант анонимности экспертов.
    2.2. Проблема будет заключаться например в отсутствии понимания целей субъектов проблемной области, поскольку понятие цели понимается и трактуется не однозначно.

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
    Отсутствие идеологии деятельности государства неблагоприятно сказывается на деятельности такой комиссии, поскольку тезис верхов: «Самоотверженный труд ради роста нашего благосостояния — облагораживает» не способствует эффективной деятельности. Надо придумать какую-то идею.

  • Александр Райков

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Если под проблемами понимать то, что нужно решать, а трудности – то, с чем придется ладить, тогда к первым можно отнести: слабая мотивация у участников комиссии, не замещающих государственных должностей, отсутствие четких критериев оценки служебного поведения на соответствие этическим нормам. Вопросам мотивации вообще мало уделяется внимания в госвласти в контексте развития государственного менеджмента, а этические нормы пока не стали неизбывной необходимостью, поскольку их пока до госслужащих не довели императивно. Даже когда примут этический кодекс эти норы не скоро вольются в кровь их адресатам. Процедура оценки поведения формально пока не проработана. Например, сам механизм оценки может отдаленно напоминать парткомовскую процедуру взбучки провинившегося за нарушение почившего морального кодекса. На самом деле, если вспомнить корпоративный опыт, то критерии оценки госслужащих во многом должны определяться стратегическими преференциями деятельности органа власти, однако механизм стратегического планирования в России только начал формироваться. На критерии оценки влияют результаты измерения качества государственных услуг, однако этот фактор как-то совсем выпал из внимания организаторов комиссий.
    Что касается трудностей, то они связаны могут быть, например, со сбором членов комиссии, которые должны сыграть роль «независимых оценщиков». Уже тот факт, что в Указе слово «независимый эксперт» отсутствует, говорит о том, что с независимостью, а значит объективностью, в этом деле есть сложности. Хотя отсутствие «независимого» фактора не обязательно плохо. Генезис в сторону замкнутости аппарата с точки зрения теории управления может говорить о его большей концентрации на решении вопросов стратегического реформирования. Например, реформа власти в США в конце прошлого века проводилась преимущественно силами самого аппарата. Надо только не забывать, что в мире сейчас больше в почете принцип транспарентности, открытости, ответственности перед обществом. Поэтому к вопросу открытости комиссий в любом случае придется вернуться.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Особенности формирования и функционирования комиссий, как неизменного атрибута механизма повышения качества работы госвласти, характеризуются наличием опоры на столпы знаний, критериев и норм. Возможны три столпа, заведомо гарантирующие плодотворность деятельность сотрудника. Первый столп – формально-управленческий, он может быть построен на основе критериев стратегического плана и задач, стоящих перед органом власти (или подразделением), прописанных прав и обязанностей сотрудника, упомянутых выше оценок качества государсвенных услуг и др. управленческих характеристик. К сожалению, пока не все есть во власти для этого формализуемого набора, а если и есть что-то, то не всегда есть методики определения соответствия. Второй набор – неформальный. Он может быть назван, скажем, репутационный, этический, эмоциональный, или даже духовный потенциал. Правда, скажем, оценивать во власти эмоциональный потенциал (как людей, так и коллективов) пока мы не умеем, да и нормативное правовое обеспечение здесь на нуле. Методики для этого универсальные есть, но они больше в корпорациях используются, да и то – заграничных. Третий столп – это целостность, единство действий сотрудников в коллективе, подразделении, с учетом оценки полезности, ориентира деятельности конкретного сотрудника на желания потребителей государственных услуг. Но комиссия то оценивает одного сотрудника, и у нее нет данных по влиянию каждого сотрудника на качество реализации его полномочий в контексте, скажем, эффективности предоставления государственных услуг. Сотрудник у нас пока больше функционирует, чем производит добавленную полезность. Мы не оцениваем его бережливость, наличие действий, не приносящих пользы. Если говорить о командной работе, то для оценки вопросов командной слаженности и соответствия деятельности сотрудника внешним критериям требуется наличие соответствующих этических и стратегических преференций, которые пока только формируются. В власти ногда используют понятие «кадровый потенциал». Так вот, чтобы этот потенциал априори двигал власть целенаправленно и устойчиво, нужна оценка трех перчисленных столпов.

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
    Благоприятными факторами являются: мировая тенденция развития менеджмента ответственности, открытости органов власти и корпораций, развитие инструментов гражданского и экспертного участия в принятии государственных решений, развития деятельности сетевых экспертных сообществ и ээкспртно-аналитических центров. Так, только в прошлом году впервые в истории в США был опубликован рейтинг экспертно-аналитических центров. Раньше их деятельность была за семью печатями. Основными благоприятными факторами также могут быть: развитие информационного общества, глобализация, потребность в независимой оценочной экспертизе, уменьшение монополии власти на информацию, рост сложности политических и экономических проблем, рост численности аппарата органов власти, повышение рисков возникновения экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций, потребность в своевременной и сжатой информации, необходимость анализа данных в правильной форме и в нужное время.
    К неблагоприятным факторам можно отнести: политическое и лоббистское окружение власти, коррупция, отсутствие механизмов управления мотивациями государственных служащих, непроработанность государственного менеджмента, неразвитость механизмов стратегического планирования и непроработанность этических норм.

    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения?
    На подготовку и проведение комиссии руководитель будет тратить время, а толковый руководитель не тратит времени зря. Поэтому, коль уж предписано и необходимо комиссии проводить, то значимость для руководителя решений комиссии будет зависеть от самого руководителя.

  • Олег Митрошенков

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?

    а) первая проблема, которая приходит на ум – неистребимый формализм. Есть Указ Президента, есть дисциплина – будут проводить заседания комиссии, протоколировать их, и т.д. Этим все может и закончиться. Заседание провели, протокол составили, галочку – поставили. Полная иллюзия деятельности;
    б) следующая проблема – защита ведомственных интересов, стремление «не раздувать из мухи слона», противодействие выходу информации за пределы ведомства; стремление «порадеть» «своему» или на-против, попытка изгнать «слишком» честных и порядочных ;
    в) далее – до членов комиссии могут «довести» «мнение» некоего вышестоящего руководителя о предпочтительном решении комиссии, которое члены комиссии покорно проштампуют;

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?

    а) будут способствовать работе комиссий: назначение в их состав честных, порядочных людей, способных возразить начальству; отсутствие в организации кумовства, коррупции, клановости; наличие деловой атмосферы, доминирование логики дела, а не корпоративной выгоды и удобства: способность назначаемых членов комиссии к превентивному и стратегическому мышлению;
    б) будут препятствовать работе комиссий: назначение в состав ко-миссий покладистых и послушных людей, следующих исключительно мнению начальства и конъюнктуре; разбор вопросов формально, а не по существу; попытки не информировать членов комиссии о сути дела, а влиять на их мнения и решения; стремление увести из-под ответственности (в любой ее форме) «своих» или придать этой ответственности исключительно формальный характер

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?

    а) благоприятные факторы: общий контекст – тенденция к прозрачности и открытости госслужбы; поддержка СМИ; поддержка Президента и премьера РФ в виде четко и недвусмысленно выраженной политической воли; учет и использование соответствующего мирового опыта;
    б) неблагоприятные факторы: недостаточное внимание к проблеме высших лиц государства; неудачные прецеденты при рассмотрении аналогичных случаев в других ведомствах, оставшиеся при этом без последствий; атмосфера равнодушия и скептицизма в СМИ, общественном мнении.

  • Владимир Никитин

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся
    комиссии в своей работе?

    1.1. Разнонаправленность мотивации членов комиссии – государственных
    служащих и лиц, не замещающих должности государственных служащих.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий
    будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?

    2.1. Стремление коррупционеров войти в состав комиссии в целях защиты своих
    интересов, использование независимых экспертов, в т.ч. членов комиссии, для
    защиты своих частных интересов.
    2.2. Запрограммированный конфликт интересов внутри комиссии, раскол
    комиссии. Провал деятельности комиссии по мере нарастания внутренних
    противоречий.

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются
    благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы
    комиссий?

    3.1. Хороший PR в начальной стадии деятельности комиссии.
    3.2. Необходимость постоянного внешнего контроля деятельности как комиссии в
    целом, так и ее отдельных ее членов.
    3.3. Худший вариант – превращение комиссии в орган защиты коррупционных
    интересов.

  • Сергей Панфилов

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Эти комиссии, по-видимому, напоминают былые парткомы с урезанными функциями. Правда, пропесочивание на парткоме носило более устрашающую мотивацию – помимо появления проблем в карьерном росте человек становился и духовным изгоем, ведь тогда была Идея, с которой люди сживались с пеленок. Сейчас тоже есть идея, но она, думаю, менее романтическая, чем раньше. Если, например, считалось, что при коммунизме денег не будет, то сейчас думают совсем наоборот. Поэтому работа комиссий по борьбе с мелкими взяточниками в то время, когда миллиардные государственные деньги в законном порядке переводятся через госкорпорации, по сути, в частную собственность, становится малоэффективной, если не бессмысленной. Хотя в природе и мотыльки зачем-то существуют и ястребы. Таким образом – центральная проблема этих комиссий в решении вопроса их смысла.
    Мы сейчас об инновациях все говорим. А что такое сделать по-новому. Это сделать наоборот. Ведь обсуждается иногда вопрос о трансформации термина «коррупции» в термин «мотивация». Надо просто ее, эту коррупцию, легитимизировать, разработав для этого соответствующий государственный менеджмент. Может пообсуждать эту тему. Ведь не случайно в других развитых странах вводят понятие «Государство как предприятие».

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Отсутствие в комиссии, де-факто, внешних независимых экспертов. Закрытый, по сути, характер работы комиссии. Новый указ президента более честный. Заметьте, там пропало слово «независимый». В состав людей, несущих объективное мнение включаются ветераны и члены общественных советов при власти. Не думаю, что это серьезная попытка сделать комиссии более открытыми. В партийной дисциплине был принцип критики и самокритики – худо-бедно – движитель развития. А сейчас какой принцип? Закладывай соседа. Кстати, в Японии в рамках систем управления качеством обнаружение ошибки коллеги по работе – это «бриллиант». Собирается кружок качества, говорят спасибо, вместе исправляют ошибку. Это метод, принцип менеджмента. А у нас не иначе, как стукачество именуется. Гляньте сайты министерств и ведомств, посвященных работе подобных комиссии, сформированных по прошлой версии указа Президента. Комментариев – 0, обсуждение – отсутствует, никакого отклика. О чем это говорит?

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
    Отсутствие механизма управления, направленного на результат. Скажем, результатом может быть удовлетворенность потребителей государственных услуг. Посмотрите сайт госуслуг. Там функция оценки качества услуг отсутствует. Сейчас, по оценкам социологов, госуслугами довольны порядка 1% населения. А механизма обратной связи нет, и значит – нет критериев оценки тех, кто эти услуги формирует, а значит тех, кто может оказаться на скамье обсуждаемых на комиссии по конфликту интересов.

    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения.
    Давно известно, что «хочешь завалить какое-то дело – создай комиссию». Поэтому для некоторых руководителей комиссия – удобный способ завалить неугодного. Дело, думаю, для руководителей полезное. Ведь руководитель под себя комиссию формирует, ведь он приказ по этой комиссии подписывает.

  • Александр Черников

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Существующая система подбора кадров органов исполнительной власти и иных государственных органов (далее государственных органов) по принципу формирования «команды руководителя» порождает в коллективе особые межличностные отношения, которые мешают принятию объективных решений.
    Преодоление подобной тенденции возможно при регулярной ротации кадров и неуклонном исполнении требования закона, требующего зачисления на государственную гражданскую службу на конкурсной основе.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссии будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Для успешной работы комиссий необходимо увеличить, по крайней мере, на первых порах представителей институтов гражданского общества в составе комиссий – это позволит повысить открытость государственных органов, обеспечит более высокую объективность и снизит возможности закрытия дел по причине корпоративной солидарности. Однако этому может воспрепятствовать неразвитость (незрелость) институтов гражданского общества в России.

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссии?
    Согласно п.8 Положения в состав комиссии включается «представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой» — это безусловно правильно, но этот представитель должен быть мотивирован на участие в этой работе, т.е. этот труд должен быть вознаграждён, иначе ничего не получится.

    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения?
    Нормативно не определено (п. 34 Положения) что делать, если комиссия не согласна с мнением руководителя, например, дать право обращения к вышестоящему руководителю.

  • Владимир Сулемов

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Прежде всего, с трудностями комплектования состава комиссий и определения содержания их работы. Хотя значительно укреплена правовая деятельность этих комиссий, однако еще нечетко определены форма и содержание работы комиссий во взаимодействии с кадровой службой, с руководством государственного органа в ходе оказания ему содействия в обеспечении исполнения служащими своих обязанностей и предупреждения коррупции. В связи с реализацией Указа Президента РФ №821 от 1 июля 2010 г. и созданием новых комиссий считаю возможным обратить внимание на два вопроса:
    а) У руководства государственных органов может развиться стремление полностью возложить на комиссию проведение работы по контролю за соблюдением принципов служебного поведения служащих, и тем самым, ухода от персональной ответственности за данный участок работы.
    б) Вероятно, комиссии не должны ждать сообщений из правоохранительных органов и от граждан о проступках работников. Следует более четко определить механизм и технологии взаимодействия комиссий с кадровыми службами, добиваться (с помощью общественного воздействия) принятия санкций к нарушениям.
    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссии будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Формирование состава этих комиссий должно быть предметом особого внимания руководства органа власти. Что всем членам комиссии необходимо предъявлять особо повышенные требования: наличие опыта работы и знаний в области правовых и этических аспектов защиты прав и свободы человека и гражданина; все они (в том числе и привлеченные со стороны) иметь общественное признание, хорошую репутацию, обладать высокими нравственными качествами, уметь брать на себя ответственность за участие в принятии коллективного решения.
    Членами комиссии должны быть самые авторитетные (в том числе ветераны труда) в коллективе люди, проявившие высокую гражданственность, аналитическое мышление, объективность и независимость в суждениях.
    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссии?
    Благоприятные – уважительное отношение и поддержка решения комиссии со стороны соответствующих внешних организаций, средств массовой информации, судов (если будет продолжаться конфликт интересов).
    Неблагоприятные – отсутствие «телефонного нажима» со стороны вышестоящих органов, СМИ, потока писем «защитников» «провинившегося», отсутствие поддержки со стороны судов и других органов в решении комиссии.
    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения?
    Мнение комиссии должно быть, как правило, определяющим для руководителя. Не следует забывать, что это коллективное мнение наиболее авторитетных людей, приглашенных со стороны специалистов; оно является формой проявления общественного контроля деятельности администрации.

  • Ольга Капелько

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Создание законодательной базы для деятельности комиссий. Законодательные меры, которые могут приниматься на основе решений комиссии. Трудности получения достоверной информации по вопросам работы комиссии в полном объёме. Согласование деятельности комиссии с другими проверяющими и контролирующими органами. Получение разрешения на необходимые виды деятельности для сбора информации. Согласованность и регламентация действий всех членов комиссии. Стандартизация подходов и результатов работы комиссии.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Будут способствовать: необходимая квалификация экспертов; возможность собрать необходимую информацию в полном объёме; согласованность и регламентация действий всех членов комиссии; стандартизация подходов и результатов работы комиссии; отсутствие чётких критериев для оценки.
    Будут мешать работе: рассогласованность действий членов комиссии; недостаток информации.

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
    Мешать работе комиссии будут: непредоставление информации, несогласованность действий комиссии и руководящих и проверяющих инстанций разного уровня, отсутствие необходимых уровней доступа и необходимых разрешений для деятельности комиссии, разглашение информации о деятельности комиссии.

    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения?
    Это будет зависеть от авторитетности экспертов и законодательно оформленных мер, которые могут быть приняты на основании решений комиссии.

  • Ольга Смирнова

    1.С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Самая большая проблема комиссий – это неискоренимость коррупции обычными методами борьбы. Как известно, Россия в международных рейтингах по уровню коррупции движется по направлению к дну, и уже недалеко от него. Даже апелляция к гражданскому фактору, на который многие уповают, хотя бы в надеждах, сейчас малоэффективен. По оценкам социологов менее половины населения готовы участвовать в помощи правоохранительным органам, поскольку это, по оценкам респондентов, либо «бессмысленно», либо «этим должны заниматься специалисты». Коррупция – общесистемное явление, охватившее весь механизм государственного управления. В этой системе обсуждаемые комисии – маленькое, по сути, внутрисистемное звено. Комиссии в этих условиях поставлены в безвыходное положение, от них мало что зависит, и поэтому собираться то они будут, но больше формально. Достаточно глянуть страницы сайтов министерств, посвящанных работе таких комиссий – там нет никаких обсуждений, вывешен приказ о назначении комиссий, да и только. Самая большая трудность то, что деятельность комиссий не рассматривается в контексте совешенствования государственного управления, в котором коррупция является укоренившемся скрытым мотивационным фактором.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Главная внутренняя особенность – это замкнутость комиссий внутриведомственным интересом: « не выноси сор из избы». И критериев оценки моральности чиновников нет четких. Этический кодекс для чиновников делают уже лет 15, а его все нет. В этом наверное есть причины. Если посмотреть данные социологических опросов за 2009 год, то 92,7% населения считают, что государственная власть выражает интересы лишь бюрократии и олигархов. Какой здесь моральный кодекс? А если он будет, то к нему нужна специальная методика оценки поведения на соответствие положениям кодекса. Но только ей не обойтись. В информационный век нужна информационная система, которая накапливала бы «ситуации», кейсы», прецедентные случаи разрешения конфликтов интересов. Такую систему кто-то делает, она в государственных заказах прописана? Нет, к сожалению.
    Еще особенность – в новом указе не прописана особая роль молодежи в деятельности комиссий. Молодежи у нас 30% в стране от населения, а в комиссиях, по указу Президента, особая роль ветеранам только отведена, научно-образовательным структурам (читай, профессора), да околоведомственным общественным организациям. А где дух молодежного обновления?

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
    Благоприятными факторами для повышения эффективности деятельности комиссий можно считать: наличие внешней (на международном уровне) оценки рейтинга коррупционности стран; появление антикоррупционных закона и президентского указа, что говорит о политической важности для руководства страны этого вопроса; разработка основных положений по стратегическому планированию в РФ; развитие информационного общества с его всепроникающими инструментами; развитие профессиональных и экспертных организаций; совершенствование государственного менеджмента; постоянное совершенствование технологий маркетинговых и социологических исследований с учетом динамики глобальных рынков.
    О неблагоприятных факторах уже все сказано, не хочется тратить на них времени. Быть может только стоит упомянуть неорганизованность и апатия к этому вопросу молодежи.

    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения?
    Какое может быть отношение к формально действующим комиссиям и формально принятым решениям? Формальное! Комиссии созданы во всех органах власти. А кто что знает об их работе? Судя по отзывам СМИ, комиссии эффективно работают только в контрольно-надзорных финансово-бюджетных органах. Но у них работа такая, регламент обязывает, отчетность строгая, объект идентифицирован.

  • Алексей Ефимов

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей
    работе?

    В большинстве иностранных фирм при приеме на работу по контракту, вместо трудовой книжки и заключения трудового договора, работнику предлагают подписать Соглашение об отсутствии конфликтов. Это Соглашение является основой регулирования этических и деловых отношений между работником и работодателем. Главное в нем четко перечислены все основания возникновения конфликтных ситуаций. Если работник нарушает данное соглашение, это является основой без комиссионной процедуры расторгнуть контракт. Так как работник добровольно подписал соглашение, то, как правило, никаких судебных споров в этом случае не возникает, в отличие от одностороннего расторжения трудового договора по инициативе работодателя и возможности оспаривания в суде увольнения работника по статье бывшим работодателем.

    В работе Комиссий, созданных по Указу Президента, важнейшим будет установление юридического факта наличия конфликта. Ведь закрытого перечня оснований возникновения конфликтов государственный служащий никогда не видел, а в случае отрешения от должности при утрате доверия руководителя юридический факт практически невозможно установить с помощью комиссии. Невыполнение требований государственным служащим, предусмотренных законом, как правило, приводит к возможности административного наказания сотрудника. Где та грань, за которой возникает конфликт, не совсем ясно из Указа.
    Второй трудностью является то обстоятельство, что руководит Комиссией одно из первых лиц, поведение которого полностью контролируется руководителем органа власти. Трудно представить случай, когда выводы Комиссии будут не совпадать с позицией руководителя. Если смысл деятельности Комиссий является рассмотрение жалоб на чиновников, то этот способ успешно использовался в прошлом веке партийными и советскими органами. Главное, что количество членов общественных организаций не превышает четверти, поэтому они имеют совещательный голос и наврядли активно могут повлиять на окончательное решение Комиссии.

    Не надо забывать, что конфликтные комиссии появились по Указу бывшего Президента Путина и никак пока не проявили себя за прошедшее время.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Участие представителей Общественных советов будет способствовать успешной деятельности Комиссии по урегулированию конфликтов, так как будет услышано мнение Общественного совета, который призван осуществлять мониторинг деятельности государственных органов власти. Формирование Комиссии из должностных лиц, связанных между собою множеством взаимных обязательств создаст проблемы принятия объективного решения при выборе способа разрешения конфликта. Будет работать принцип «Как же я буду смотреть в глаза этого человека, после того как он останется на госслужбе».

    3.Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии
    являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?

    Благоприятными для работы Комиссий будут факторы, связанные с публичным освещением практики работы таких Комиссий. Привлечение к их работе экспертов, в том числе членов Сетевого экспертного сообщества. Открытое обсуждение проблем, порождающих конфликты, и путей их предотвращения.

    Неблагоприятными внешними факторами будут являться общее недоверие населения к органам государственной власти, Телефонное право. Возможность влияния на решения Комиссий факторов, связанных с показухой, т.е. необходимостью выглядеть не хуже других. Важнейшим неблагоприятным фактором, может стать желание свести личные счеты чужими руками и бесконечное желание чиновников выслужиться перед начальством.
    Более подробное мнение может быть сформулировано на основании анализа практики работы Комиссий в новых условиях.

  • Наталья Баскова

    1. С какими, по Вашему мнению, проблемами и трудностями встретятся комиссии в своей работе?
    Главной, на мой взгляд, проблемой станет формальный характер создания подобных комиссий. Даже наличие в комиссии представителей научных и образовательных учреждений не решает вопроса, так как будут приглашаться в комиссию «свои» эксперты. Лично я не вижу мотива для того, чтобы комиссия работала эффективно и выявляла факты . Нет мотива как для руководства, так и для членов комиссии, выполняющих свои обязанности на общественных началах. Основаниями для работы комиссии являются факты, которые принимались бы во внимание, даже если бы и не было комиссии, такие как обращения прокуратуры, проверки кадровой службы.

    2. Какие внутренние особенности формирования и функционирования комиссий будут способствовать или препятствовать их нормальной работе?
    Наличие большего числа внешних экспертов (до 50%) способно придать комиссии большую значимость, особенно если это будут представители научных кадров, так как, на мой взгляд, к сожалению, наука, имея огромный потенциал, имеет очень мало шансов реально участвовать в формировании процессов.

    3. Какие внешние факторы по отношению к деятельности комиссии являются благоприятными или неблагоприятными для обеспечения эффективной работы комиссий?
    Благоприятным фактором могло бы стать общественное мнение, сформированное в пользу «положительного чиновника», как и открытая информация по выявленным фактам. Неблагоприятным фактором, на мой взгляд является необязательность (рекомендуемый характер) исполнения решения.

    4. Насколько, по Вашему мнению, решение комиссии значимо для руководителя органа государственной власти при принятии управленческого решения?
    Думаю, может быть настолько же значимо, как и наоборот, все зависит от ситуации. Комиссия может стать инструментом для борьбы с неугодными, и сама может представлять конфликт интересов. Мне кажется создание дополнительных инструментов для решения задачи не всегда ( а чаще никогда) не несет в себе действительных вариантов решения. («не умножай без надобности сущность») Более того, чаще новый инструмент хуже старого. Таким старым инструментом является наказание – неотвратимость его отрезвляет всякого, а новые расплывчатые комиссии порождают ощущение безнаказанности.